Что делать с заброшенными участками в СНТ
Что делать с заброшенными участками в СНТ?
Что делать с заброшенными участками в СНТ?
Заброшенные участки в СНТ — это «головная боль» практически всех садоводческих товариществ и как следствие их председателей.
И проблема состоит не только в пожароопасной обстановке, которая создается из-за сухостоя на таких участках. В основном, серьёзную проблему составляют недоимки годовых взносов с собственников заброшенных земельных участков.
Далеко не каждый собственник заброшенного участка знает, что он обязан нести бремя его содержания. Следует заметить, что имеется в виду содержание не только своего участка, но и содержание и/или строительства инфраструктуры в СНТ, в котором он расположен.
Каждый год (по крайне мере так должно быть) члены товарищества на общем собрании определяют, что из имущества общего пользования необходимо отремонтировать, построить и во сколько им это обойдется. Также, как минимум они устанавливают размер заработной платы председателю и бухгалтеру, так как всё это необходимо организовать, выполнить и отчитается перед государством и садоводами.
Полученная итоговая сумма расходов делится на количество участков в товариществе или на их суммарную площадь. Таким образом определяется размер годового членского или целевого взноса для каждого участка, обжитого или заброшенного. И чем больше заброшенных участков в товариществе, тем шире образуется «дыра» в его бюджете.
Когда 20-30 лет назад работникам предприятий, заводов, институтов, медучреждений и прочих организаций бесплатно раздавали участки, все радовались такой возможности. И отдохнуть детям место есть и картошка на столе лишней не будет. Земля сотрудникам этих предприятий оформлялась в бессрочное пользование с одним единственным условием, она должна была использоваться ими по назначению!
В те давние времена никто не предавал значение слову товарищество. Садоводческое, огородническое, дачное.
Председатель такого товарищества, как правило, выполнял свои обязанности безвозмездно, но и работа в основном у него была чисто организационная и сезонная.
Никто не мог себе даже представить, что через несколько десятков лет садоводческие товарищества будут полноценными юридическими лицами, со всеми вытекающими из этого последствиями. СНТ должны будут иметь расчётный счёт, заключать договора на работы, вести бухгалтерский учет и выплачивать взносы в фонды практически на том же уровне, что и коммерческие организации. Что председатель будет работать круглый год (хоть рядовым садоводам этого порой и не видно), получать заработную плату и нести ответственность в полной мере за всё, что происходит в «его огороде». Он должен, помимо организационных работ по ремонту дорог и забо-ров, выполнять требования по вывозу мусора и пожарной безопасности, а также за короткий срок стать экспертом в области менеджмента, бухгалтерии, юриспруденции и кадастровых вопросах.
Собственнику заброшенного участка может быть и невдомёк, что всё это входит в состав его расходов по содержанию «фазенды» и расходы имеют тенденцию ежегодно увеличиваться.
Зачастую они полагают, что их не касается лицензирование скважин СНТ, вывоз бытового мусора, ремонт подъездных дорог в товарищество, межевание земель общего пользования, ремонт правления, замена электрических столбов и проводов. Они ошибочно считают, что если они не пользуются своим участком, а, следовательно, имуществом общего пользования СНТ, то взносы платить они не должны вообще или частично. Это не так.
Вне зависимости от того, вступали ли Вы в члены СНТ или нет, приезжаете ли вы на свой участок или нет, пользуетесь ли инфраструктурой СНТ или нет, помните — Вы обязаны нести бремя содержания своей собственности!
На практике есть только два способа решить проблему недоимок по взносам с собственников заброшенных участков в СНТ:
- инициировать процедуру изъятия земельных участков администрацией ближайших населённых пунктов или
- вести диалог с собственником, и как следствие, получить оплату долга в добровольном порядке или взыскивая с него по суду.
Процедура изъятия заброшенных земельных участков администрацией это не самый лучший выход из создавшего положения, так как:
1. не все администрации с охотой забирают такие участки. У них и кадров не хватает, да и выгоды особой тоже нет.
2. если участок отойдёт в ведение администрации, то это ещё не значит, что завтра на нём появится новый собственник, который сразу начнёт обрабатывать участок и платить взносы. А администрация взносы не платит, участок не обрабатывает.
Ну не будем о грустном. Надо действовать!
Для начала необходимо выяснить, кому на данный момент принадлежит заброшенный земельный участок. Для этого председателю надо пройти несколько этапов.
Этап 1. Заказать простую или расширенную выписку из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости). Данная информация является публичной, поэтому зная кадастровый номер участка, получить её может любое физическое лицо.
Выписку из ЕГРН можно заказать в МФЦ, на сайте Росреестра или обратившись в компанию «Дачный Юрист».
Этап 2. Изучить полученную информацию, содержащуюся в выписке из ЕГРН. Из простой выписки из ЕГРН будет видно, кто является собственником земельного участка и с какого момента. Из расширенной выписки можно узнать переход прав собственности и иную информацию.
Если в выписке из ЕГРН на бумажном носителе в графе «правообладатель» будет стоять «Сведения отсутствуют», не отчаивайтесь! В 90% случаев эту информацию можно прочитать в электронной версии выписки из ЕГРН в формате txt.
Этап 3. Для этого, следует обратиться к юристам компании «Дачный Юрист» и мы продолжим поиски вместе.
- Узнав кто реальный собственник земельного участка надо найти его координаты и выходить с ним на связь.
- Разъяснить собственнику земельного участка его обязанности.
Этап 4. Если контакт с должником-собственником заброшенного участка не принёс желаемого результата, то следует готовить документы в суд, т.е. по его адресу (по подсудности) следует подать заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по взносам. Это можно делать самостоятельно или обратиться к специалистам компании «Дачный Юрист».
Если Вы решили заняться этим самостоятельно:
1. Помимо комплекта документов, необходимых для подачи в суд на взыскание в приказном порядке, следует приложить ходатайство (заявление) об уточнении адреса постоянного проживания ответчика (запрос в ФМС).
2. Суд самостоятельно подаст соответствующие запросы.
2.1. Если должник проживает по старому адресу, то суд вынесет приказ, и дальше, после вступления его в законную силу, следует отнести приказ судебному приставу, который откроет исполнительное производство.
2.2. Если суд найдёт другой адрес, то приказ он перенаправит в другой судебный участок или возвратит истцу для повторной подачи по нужному адресу.
2.3. Бывают случаи, когда должник сменил адрес и проживает не на территории, к примеру, Москвы и области, а на Дальнем Востоке. Чтобы суд нашел адрес, в ходатайстве нужно просить проверить адрес по всей территории РФ.
2.4. Не стоит отчаиваться, если выяснится, что должник зарегистрирован действительно далеко. Заявление о вынесении судебного приказа можно выслать почтой и приказ будет вынесен точно также.
2.5. Поверьте, есть методы взыскания и с тех, кто вступил в наследство или купил участки, а адреса их СНТ неизвестны.
Пока участок стоит без дела и собственник не несет никаких затрат на его содержание, в товариществе ничего в положительную сторону не сдвинется.
Когда собственник заброшенного им участка поймёт, что от оплаты взносов ему никуда не деться, у него появится стимул или заняться участком, или продать его тому, кому он действительно нужен.
Не следует ждать 2019 года, когда члены и не члены СНТ, с договором на пользование инфраструктуры или без него, ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ будут обязаны одинаково платить за содержание своего имущества.
Оформление заброшенных участков
Что делать с заброшенными участками в СНТ 05.05.2019 02:04
В рамках VII Всероссийской практической конференции для председателей садоводческих некоммерческих товариществ, дачных некоммерческих партнерств, наш юрист, Воскаев Евгений Сергеевич выступил с докладом на тему:
Что делать с заброшенными участками в СНТ?
Существует проблема с оформлением заброшенных участков или участков, которые были приобретены по членской книжке, или, например, до 1997 года земли передавались по единому постановлению.
В нашу компанию часто обращаются граждане с ситуацией, когда они покупали много лет назад некий участок и переоформляли его по членской книжке, что по закону не допустимо.
Проблема возникает, когда земельный участок уже в собственность передан, существует государственный акт о передаче участка в соб-ть. Кроме того, выдано было «свидетельство о праве собственности» (до введения в действие закона ФЗ-№122 о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), которое выдают местные администрации. Тогда, единой государственной системы не существовало.
ЕГРН – единый государственный реестр прав возник только в 1998 году. В ней содержится вся информация о объектах недвижимого учтенного имущества и так же зарегистрированные права на него.
Исходя из этого, когда участок был приобрести по членской книжке, а ранее был предоставлен иному лицу в собственность, такое лицо в законном порядке лишено права приобрести право собственности бесплатно на такой земельный участок.
Обращаясь, в орган местного самоуправления, Вам будет отказано на основании повторного обращения, за уже предоставленным земельным участком. В этом случае решением проблемы будет обращение в суд. В судебном порядке можно признать права собственности на участок
Главный критерий, на основании которого это можно осуществить:
Срок непрерывного владения землей от 15 лет. Подтверждение проходит на основании документов о вступлении в члены садоводства, документов подтверждающих оплату расходов на земельный участок и своевременную оплату членских взносов.
В основном суд признает правопользование участком без проблем. Это стандартная ситуация, которая случается часто и пути решения проблемы уже отлажены.
Как появляются кадастровые номера таких участков
На основании свидетельства о собственности орган гос. Регистрации вносит такие участки, как раннее учтенные, но они вносятся без правообладателя.
В случае, если у Вас на руках есть один из документов: свидетельство о соб-ти или постановление:
- необходимо обратится в Росреестр;
- оплатить гос. Пошлину;
- обратиться с заявлением в госрегистрацию права;
- получить выписку ЕГРН с указанием правообладателя участком.
Как найти хозяина заброшенного участка
- Проверить через справочную информацию наличие сведений о данном участке в Росреестре. Если у этого участка есть кадастровый номер, значит ранее какие-то документы на этот участок выдавались. Если по ряду параметров не удается найти данный участок, следует обратиться в МФЦ и заказать выписку ЕГРН, в которой тоже могут отсутствовать сведения об этом участке, что в свою очередь не обозначает, что документы ранее на него не выдавались.
- Если сведений об участке в Росреестре нет – нужно обратится в районный фонд данных Росреестра. Там хранятся все документы, которые ранее выдавались рай. ком. земами, администрациями и т.д. Это полная база документов, полученных в результате проведения каких-то землеустроительных работ. Копию таких документов может получить даже председатель СНТ. Бывает так, что постановление о передаче в собственность есть, а свидетельство не выдавалось, тогда нужно обратиться в архивы администрации муниципальных районов.
Как оформить заброшенный участок бесплатно
Согласно ФЗ — №137 о введении в действие земельного кодекса, пункт. 2.7 статья 3 до 31.12.2020 г члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводничества и огородничества и т.д независимо от даты вступления в члены такого садоводства, могут приобрести бесплатно в собственность такой земельный участок.
Пока что до 2020 года можно в судебном порядке признавать права, если не будет принято решение о продлении этого срока.
Исключением является Всеволожский район. Тут для осуществления этой процедуры получения земельного участка бесплатно, требуется проект планировки межевания территории, никакой другой аналог: генеральный план садоводства, проект организации застройки не подходит. Во Всеволожском районе приватизация возможна только в судебном порядке.
Видео с конференции и бонус, подробные ответы на все вопросы председателей от юриста!
Как в СНТ купить заброшенный участок по кадастровой стоимости?
Хочу приобрести соседний дачный участок в СНТ. Заброшен более 15-20 лет.
Информация о хозяевах, имеющаяся в СНТ, устарела — звонила, даже ходила по адресам, таких людей там давно нет, о дачах не слышали.
Сделала запрос в регпалату — участки не приватизированы, ни за кем не числятся.
председатель товарищества сказал, что не знает, что делать в таком случае и помочь ничем не может.
Подсказали, что можно выкупить по кадастровой стоимости или без покупки оформить участки.
Как это сделать? Куда обращаться?
Или, может быть, есть какие-то другие варианты?
Ответы юристов ( 1 )
- 8,7 рейтинг
- 1967 отзывов
Попытка не пытка, как говорится. Попробуйте в порядке ст. 39.14 ЗК РФ
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.
5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.
6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:
1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;
2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;
3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;
4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;
5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;
6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;
7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
9. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.
10. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Государственной компании «Российские автомобильные дороги» осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ «О Государственной компании „Российские автомобильные дороги“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».