Косилка роторная к мотоблоку и ее устройство

Косилка роторная к мотоблоку и ее устройство. Самодельная роторная косилка для мотоблока

Уход за участком подразумевает выполнение целого ряда мероприятий. Их выполнение обязательно. В том числе и кошение травы. Традиционные способы уборки зелени уходят в прошлое. Им на смену пришла техника с дополнительными агрегатами и устройствами. На сегодняшний день для обработки участка земли используют мотоблок с различными приспособлениями, идущими к нему в комплекте. Приобрести готовые навесные агрегаты не всегда удается. Тогда на помощь приходит самодельная роторная косилка для мотоблока.

Особенности роторной косилки

Косилка роторная навесная для мотоблока используется для скашивания травы. Если трава невысокая, то косилка ее просто измельчит. Более высокую траву агрегат срежет. Ее можно будет высушивать на сено. Уже при высоте травы 6-8 см можно использовать косилку. Причем степень измельчения еще зависит от скорости движения. На большой скорости трава больше измельчается. А если необходимо скосить растительность на сено, то ехать нужно помедленнее. В среднем за час работы можно убрать полосу длиной 8-12 км. Это значит, что устройство способно работать при движении мотоблока со скоростью 8-12 км/час.

Устройство роторной косилки для мотоблока довольно простое. Поэтому ее и изготавливают самостоятельно. Трава срезается ножами, которые устанавливаются на рабочих дисках. Диски собираются парами. Нижний диск вращается, а вместе с ним вращаются и ножи. Движение передается от мотоблока посредством вала отбора мощности (ВОМ).

Самодельные косилки чаще всего позволяют захватывать участок с шириной 110-115 см. вращаются рабочие органы со скоростью порядка 1500 оборотов в минуту. Элементы устройства, которые вращаются, необходимо закрывать кожухом. Это необходимо для соблюдения техники безопасности.

Необходимые материалы

В качестве исходных материалов выбирают:

  • Диски от сеялки для посадки зерновых в количестве 2 штук.
  • Цепь от редуктора бензопилы.
  • Металлические ножи (8 шт.).
  • Шинка.
  • Сошник.

Кроме того, могут потребоваться болты, гайки и другие мелкие детали, которые обычно есть в гараже любого хозяина.

Инструменты

Для изготовления роторной косилки к мотоблоку потребуются: дрель со сверлами, шуруповерт, болгарка с отрезными кругами, плоскогубцы. Если соединяться элементы будут сваркой, то понадобится сварочный аппарат. Можно все детали скрепить болтовыми соединениями. Но на это уйдет больше времени и сил. Но если нет сварки или знакомого сварщика, то можно выполнить работу и подобным способом.

Подготовить все необходимые материалы и инструменты заранее. В таком случае не нужно будет отвлекаться на поиск нужных деталей. Работа будет выполняться быстрее, если все необходимое будет находиться под рукой.

Изготовление рамы

Процесс изготовления косилки роторной к мотоблоку начинается с изготовления рамы. На ней будут крепиться все рабочие элементы. Изготавливается рама из металлического уголка или других металлических деталей. Рама должна крепиться к мотоблоку и удерживать рабочие элементы.

Подготовка дисков с ножами

Вторым этапом изготовления роторной косилки к мотоблоку является подготовка дисков с ножами.

От сеялки нужно взять 2 диска. К каждому из них крепится по 4 ножа. Ножи изготавливают из закаленного металла. С целью экономии времени и сил можно воспользоваться ротором от трактора. Только в таком случае нужно помнить, что длина ротора должна быть уменьшена примерно на 4 см. Это позволит улучшить тягу.

Чтобы закрепить ножи на диске, нужно подготовить отверстия. Каждый диск просверливается сверлом с диаметром 6 мм. Ножи крепятся с помощью шинки. Для правильной работы устройства, между шинкой и ножом оставляется зазор, высота которого на пару миллиметров (достаточно 1-2 мм) больше, нежели толщина самого ножа. Кроме того, зазор позволит выполнить сразу 2 нюанса. Ножи будут вращаться на 360 градусов. Благодаря этому при ударе обо что-то твердое, нож повернется, но не сломается. При вращении диска будет создаваться центробежная сила. Под ее воздействием ножи будут расправляться и срезать траву.

Ножи закрепляются на ось. Она изготавливается с использованием углеродистой стали. Причем не рекомендуется ось делать слишком тонкой. Минимальный диаметр оси должен составлять 0,8 см. Чтобы избежать ненужного свободного вращения ножей, ось затягивается до упора.

Соединение деталей

Когда все отдельные запчасти роторной косилки к мотоблоку собраны, их можно соединять вместе. Диски присоединяются к уже готовой раме. После этого выполняется связь между валом отбора мощности мотоблока и рабочими элементами. При этом необходимо четко соблюдать направление движения дисков. Они должны вращаться в разные стороны, то есть навстречу друг другу. Делается это с той целью, чтобы скошенная трава складывалась в ряд, а не разбрасывалась по всему участку.

При изготовлении косилки очень важно, чтобы крепление всех элементов было надежным. При скашивании диски вращаются на больших оборотах. В случае поломки крепления детали разлетятся в разные стороны. Они могут ранить окружающих.

Подсоединение косилки к мотоблоку

Косилка роторная к мотоблоку будет работать эффективно только в том случае, если она будет правильно подключена к технике. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил.

Для выполнения работы мотоблок переводится в режим «реверс». В гнездо сцепки устанавливается присоединительный узел. Только после этого подключается вал отбора мощности. Соединение стопорится шкворней с пружиной. Если пружина будет отсутствовать, прицепной механизм выйдет из строя.

В процессе работы вращающиеся элементы (ножи в частности) должны быть закрыты защитным кожухом. Работа должна быть безопасной. При скашивании не нужно торопиться. Особенно это актуально на поворотах. Такие участки нужно проходить плавно. Начинать скашивание нужно на небольших оборотах.

Для обработки почвы на колеса мотоблока крепятся грузы. При скашивании травы в них нет необходимости. Поэтому перед работой их нужно снять.

Отзывы пользователей

Отзывы о роторной косилке для мотоблока говорят о том, что все усилия по изготовлению устройства не напрасны. Косит она хорошо, справляется с большинством видом трав. Конечно, мелкие кустарники может и не одолеть. Главное, чтобы ножи были хорошо заточены.

Если говорить об устройствах с двумя роторами, которое рассмотрено в данной статье, то пользователи вполне довольны. А вот если изготавливать косилку только с одним ротором, то получается слишком узкая полоса захвата.

Что касается покоса газона, то свои минусы, конечно же, имеются. Регулировать высоту скашивания нельзя, как в газонокосилках. Да и трава разбрасывается по участку, а не собирается в мешок. Но эти моменты важны далеко не всегда.

Скошенная трава собирается в валок. Не совсем «красивый», правда. Но ведь если речь идет о газонной траве, то ее все равно нужно собирать. А это лучше, чем делать это по всему участку. А если речь идет о травах на сено, то полученный валок нужно разбрасывать. Иначе трава не просохнет. Вот и получается, что и эта характеристика не является столь уж важной. Скорее всего, это будет зависеть от конкретных задач, которые достигаются благодаря использованию косилки. Поэтому с уверенностью можно сказать, что сделанная своими руками косилка роторная к мотоблоку является хорошей альтернативой заводским устройствам. Если выполнена она правильно и надежно, то и свои функции она выполнит отлично.

Косилка на мотоблок

Косилка к мотоблоку – достаточно универсальное и доступное решение, позволяющее избавиться от необходимости приобретать отдельную технику. В задачи, стоящие перед этим навесным оборудованием входит газонокошение, заготовка кормов, сбор урожая ряда культур, очищение от бурьяна и подготовка участка к дальнейшей обработке.

Дополнение к мотоблоку в виде нее при этом является легкосъемным, удобно обслуживаемым и довольно производительным. Также удобно, что большинство современных моделей умеют не только срезать растительность, но и укладывать ее в аккуратные ряды или собирать в емкости.

Виды косилок к мотоблоку

Существующие в обиходе косилки принято разделять согласно классификации по принципу работы на:

  • Роторные (дисковые);
  • сегментные (фронтальные).

Каждый вид отвечает специфическим требованиям к условиям работы, а также ожидаемому функционалу.

В зависимости от модели мотоблока, косилка может крепиться только спереди или сзади, либо же еще и сбоку, причем при этом доступен один из следующих способов крепления:

  1. навесной – однобрусный навес рассчитан на использование на небольших площадях;
  2. прицепной – рабочие поверхности можно крепить даже с трех сторон мотоблока одновременно, что увеличить производительность на больших площадях;
  3. полунавесной – двухбрусный вариант для крупных площадей.

Вариант навесной косилки для мотоблока — усредненный по своим характеристикам и считается довольно экономичным.

По способу получения вращательного момента выделяют подсоединяемые к валу отбора мощности или же к колесам модели.

Роторная косилка для мотоблока: принцип работы и особенности

Эта модификация предназначена для работы, в том числе, и на неровностях почвы. Она бывает однодисковой (с режущей кромкой ножей единственного роторного диска) и двухдисковой (соответственно, с двумя роторами, ножи которых вращаются, как правило, друг навстречу другу).

Среди преимуществ роторной косилки следующее:

  • Повышенная маневренность за счет компактности и облегченного веса для идеальной маневренности между кустами и деревьями;
  • Подходит для мотоблоков и с водяным, и с воздушным охлаждением;
  • В зависимости от модели ширина покоса может быть в диапазоне 52-80 см, а высота забора ростка – 5-14 см. Все это, разумеется, регулируется при работе мотоблока с косилкой;
  • Можно менять угол установки ножей для повышения их эффективности для труднодоступных мест. Также с этой же целью можно оснащать изделие дополнительными лыжами;
  • Наличие специальных барабанов, задача которых проталкивать растения, благодаря чему инструмент не забивается даже с толстыми и жесткими их сортами.

Область применения: сенокос, уборка сорняка с обочин, подрезка небольшого кустарника. После скоса, отходы укладываются в т.н. валки, что удобно для ее последующей уборки или утилизации. На выходе масса получается достаточно измельченной, чтобы ее сразу применять в удобрении почвы, накрывке растений, подготовке перегноя без использования дополнительно мульчиватора.

Зачем нужна сегментная косилка для мотоблока?

Этот вариант навесного оборудования выбирают, если речь идет об очень крупных по площади участках, при этом нет проблем с перепадами уровня почвы и нет необходимости в аккуратной маневренности. Сегментные косилки, в свою очередь, также делятся на два вида:

Главное отличие от роторных аналогов – стрижка растения у самого корня, а не поэтапное его дробление. Ножи в данном случае пускают параллельно земле для того, чтобы срез находился как можно ниже. Оснащается демпфирующими обводами, защищающими лезвия режущей кромки ножа от любых неблагоприятных внешних факторов. Правда, фронтальную косилку для мотоблока можно установить только сбоку, подсоединяя ее к шкиву мотора агрегата, что несколько увеличивает время обработки (проход – максимум 2 м/с). Но, больший вес и габариты позволяют накрывать площади крупнее и делают механизм долговечнее. Трава здесь сбрасывается в один ряд, причем сбор ее можно организовать одновременно, подсоединив специальный пресс-подборщик. Либо же просто потом пустив по следу косилки мульчер.

Грамотная установка косилки на мотоблок

Новоприобретенное изделие должно быть грамотно установлено на технику, чтобы обеспечивать нужную производительность и качество выполнения. Рассмотрим примерный порядок сборки и монтажа на примере роторной версии:

  1. Проверяем комплектацию поставки (от модели к модели набор может отличаться, но, как правило, это приводный ремень, рама, штуцер, крепеж, роторная крышка, гидрошланг, опорные салазки, гидроцилиндр, система приводного ременного натяжения, роторы с ножами, ЗИП);

2. К креплениям мотоблока монтируем раму таким образом, чтобы она составляла с вертикальной плоскостью 45 градусов и так, чтобы шлицевые детали смотрели вверх;

3. Роторы устанавливаем на раму, чтобы их ножи расположились снизу. Важно, чтобы они полностью насадились на шлиц;

4. Присоединяем роторную крышку на тот же шлиц;

5. Производим фиксацию приложенными шплинтами и гайками;

6. Монтируем систему натяжения, вытаскивая шплинт и откручивая контргайку на шкиве. Следующим шагом аккуратно выбиваем шкив, чтобы не потерялась шпонка. При правильно установленной системе, ее рукоять будет направлена вверх и зафиксирована болтами из ЗИП;

7. Далее на раме болтами из ЗИП закрепляем салазки так, чтобы их вогнутая часть смотрела внутрь;

8. Рассовываем кольца рамы – они должны расположиться снаружи рамы мотоблока. После этого окончательно подсоединяем ко второй косилку;

9. Приводной ремень закидываем на шкив по ходу движения. Важно, чтобы мотоблок и косилка сохраняли соосность;

10. Монтируем систему гидроцилиндр – гидрошланг (если подключение таковой предусмотрено на мотоблоке).

По окончанию сборки изделие необходимо подготовить к работе:

  • активировать реверс на мототехнике;
  • убрать грузы с колес (если были);
  • поставить мотор на небольшие обороты;
  • сделать тестовый запуск на ровном участке без помех, проверяя качество результата и, если это необходимо, регулируя ножи и скорость.

Как сделать косилку для мотоблока своими руками?

Часто бывает, что по каким-либо причинам у производителя в продаже нет специальной косилки, конкретно под эту модель, либо же, что она не устраивает по своим характеристикам. В таком случае нетрудно поработать над самодельным вариантом. Полное производство на базе своего хозяйства будет продемонстрировано на примере сегментной вариации.

Из запчастей, в первую очередь, надо взять прямоугольную трубу 5х1,5 длиной 120 см. Также подойдет и обычный кусок старой косы. На трубе сверлят около 12 дыр по сантиметру на одинаковых расстояниях, как показывают чертежи.

Следует подготовить раму из сваренных уголков и труб, каркас можно застелить фанерой и приделать к ней колеса. Лента изготавливается резиновой кольцеобразной. Удобно закреплять ее дюралевыми пластинами. Также на раму навариваются прижимы для установки режущей полосы. Для последней на подготовленную заранее трубу с дырами крепится М8-болтами полоса с лезвиями из металла.

Рекомендации по работе с сенокосилкой для мотоблока

  1. Во время работы обязательно делать технические перерывы для осмотра состояния крепежей и правильности положения ременного натяжения;
  2. При необходимости замены рабочего инструмента, его вначале следует обесточить;
  3. Обязательно использовать защитную одежду и очки;
  4. Обходить работающую косилку можно только сзади;
  5. Следует строго придерживаться рекомендаций по рабочей скорости, иначе о качестве можно забыть;
  6. Следует избегать даже в выключенном состоянии прикосновений к режущим кромкам;
  7. Транспортировать и хранить изделие важно всегда при отключенном питании.

Собственноручно изготовленная косилка хорошо будет сочетаться с любыми марками мотоблоков, в частности с Невой, МТЗ, Салютом, Зарей и МБ 2. Аналогичные аппараты только уже роторного типа можно устанавливать не только на упомянутые модели, но и на Агат, Оку, Агро, Зубр, Кентавр, Урал и Патриот.

Как сделать косилку для мотоблока своими руками?

Мотоблок – хороший помощник для любого владельца приусадебного участка. Расширить функциональность такой домашней техники можно при помощи различных дополнительных насадок, включая и косилку, но народные умельцы доказывают, что для этого совсем не нужно тратить деньги. При наличии желания и некоторых простых подручных материалов изготовить оборудование можно самостоятельно.

Необходимые инструменты и материалы

Учитывая, что схемы изготовления косилок, которые будут приведены в нашей статье ниже, придуманы с учетом использования подручных материалов, любой из названных компонентов может быть заменен. Если у вас нет возможности достать любой из указанных материалов, но есть идея, чем его заменить, вы можете свободно вносить изменения в наше предложение.

Мы же предлагаем только ориентировочный список того, что может пригодиться:

  • сварка;
  • крепежные элементы;
  • металлические уголки;
  • донная часть ненужной железной бочки или любой другой кусок металла подобной формы;
  • несколько режущих пластин;
  • ось для колес;
  • колеса.

Инструкция по созданию

Газонокосилка для мотоблока – агрегат не столь сложный, но даже его можно собрать разными методами. Чаще всего ее все-таки делают не с нуля – навесное оборудование, то есть, собственно косилку изготавливают фабричным методом на заводе, тогда как в задачи народного мастера скорее входит создание соответствующей тележки. Задача не кажется сложной еще и в свете того, что чертежи подобных конструкций свободно гуляют по интернету, а при желании можно найти даже обучающие видео о том, как обустроить подобный механизм своими руками.

Получившееся устройство будет относиться к одному из как минимум трех видов косилок, каждый из которых имеет собственные конструктивные особенности, а также свои преимущества и недостатки. Каждую из этих сенокосилок стоит рассмотреть внимательнее – так мы и поступим.

Роторная

Косилки этого типа используются преимущественно для ухода за лужайками и заготовления сена. Агрегат рассчитан на использование на участках со сравнительно невысокой растительностью и небольшим количеством мелких кустов. Производительность конструкции оценивается весьма высоко, однако, она прихотлива к наличию склонов – 10-20 градусов для нее уже являются пределом, а боковой крен допускается и вовсе не более 8 градусов. При простоте устройства и минимальном риске поломки радует умение агрегата складывать траву рядами, однако, не следует забывать, что именно этот вид косилки относится к травмоопасным.

Ножи предлагаем сделать из обычной цепи для бензопилы, нарезав ее на равные по длине куски.

Такие импровизированные ножи крепятся обычно по 4 штуки на каждый из вращающихся кругов – чаще всего их делают 2, используя диски от зерновой сеялки. Фрагменты цепи крепятся к дискам через равные промежутки, при этом их фиксируют не идеально плотно, а с небольшим зазором буквально в пару миллиметров. Последнее нужно для того, чтобы ножи максимально подвергались воздействию центробежной силы, которая позволит им всегда находиться в горизонтальном положении. Крепить их более устойчиво не стоит и просто потому, что при стыке с чем-то твердым они должны иметь возможность просто отскочить назад, иначе поломки агрегата не избежать.

Все крепления вращающихся частей нужно сделать из высокопрочной стали с высоким содержанием углерода, толщина штырей во избежание поломки прибора и получения травмы не должна быть меньшей 8 или даже 10 миллиметров. После этого остается только собрать каркас. Раму обычно изготавливают из заранее заготовленной оси и двух колес, на которую наваривают металлические уголки. Корпус ротора можно изготовить с применением все того же дна от металлической бочки, именно к нему тогда и будут приварены оси для вращения дисков.

При монтаже каркаса нужно предусмотреть возможность соединения дисков с приводом ВОМ мотоблока – для этой цели могут быть использованы шестерни с КПП от старого советского автомобиля вроде ВАЗ.

Передачу крутящего момента нужно организовать таким образом, чтобы диски вращались в противоположном направлении по отношению друг к другу – именно такое решение позволяет складывать выкашиваемую траву аккуратными рядами. Последний шаг – установить некий защитный кожух на каркас, чтобы гарантировать, что случайно оторвавшийся кусок ножа точно не полетит в сторону оператора.

Сегментная

Такая самодельная конструкция по своему устройству уже заметно сложнее, однако, и у нее есть свои преимущества. В отличие от роторных моделей, здесь ножи движутся не по кругу, а возвратно-поступательно, поскольку закреплены на валу. Этот агрегат обеспечивает предельно низкую обрезку растений, удаляя их под корень, а еще такой прибор не сможет измельчить уже скошенную траву, как это могло бы случиться с роторной косилкой. Механизм удобен даже в условиях работы на неровном земельном участке, а включение и выключение никак не связано собственно с мотоблоком, что позволяет быстрее реагировать на потенциально аварийные ситуации. Наконец, такой агрегат почти не вибрирует, что тоже полезно для его сохранности.

В качестве основной детали берут прямоугольную трубу с параметрами 120х5х1,5 см или даже просто кусок лезвия косы. В этой заготовке проделывают через равные промежутки 12 отверстий, каждое диаметром в сантиметр, куда будут вкручены болты типа М8. Задача последних – удерживать направляющую полосу из металла, чья длина составляет 89 см – на нее-то и крепятся зубцы и ножи, которые будут обеспечивать выкос растительности.

Подача крутящего момента на основные узлы сегментной косилки производится от вала отбора мощности применяемого силового агрегата. С учетом этого варится опорное шасси, на которое устанавливается вышеописанный механизм с прижимами, препятствующими ненаправленному движению ножей и зубьев. Конструкция шасси обычно предполагает установку только 1 колеса для сегментной косилки, потому весь агрегат включительно с мотоблоком получается трехколесным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector