Бондарное ремесло

Бондарное ремесло. Как сделать удобное коромысло

Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. «Одиночный водонос, лучковый рычажок, которым на плече носят пару ведер» вскоре становится популярным в самых отдаленных уголках России. Его достоинства по заслугам оценили в старинных городах, но особенно в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные букашки. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка: «Сидят две галочки на палочке?» Это о ведрах с коромыслом.

На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные. Первое представляло собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. На таких коромыслах носили порой не только ведра, но и выстиранное белье. Это, видимо, было самое древнее и не очень удобное коромысло.

Затем к нему догадались привязать крючья, и оно стало более удобным, так как появилась возможность придерживать ведра руками. Но палка по-прежнему сильно давила на плечи, поэтому вместо нее стали применять коромысло, вырезанное из достаточно широкой и прочной доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали ведра.

Такой тип коромысла существует в ряде районов и поныне. Но все же более широкое распространение получило гнутое коромысло. Оно есть в каждом сельском доме, где жители пользуются колодцами.

В старые времена мастера, умевшие делать легкие, удобные и красивые коромысла, были в каждой местности. У изделий талантливого мастера был свой почерк, и их легко было отличить по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами. Поздней осенью или ранней весной, когда древесина отличается особой гибкостью, отправлялся мастер в лес за сырьем.

Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне удовлетворяет древесина ивы, липы и осины. В зависимости от толщины древесного ствола, кряж раскалывают на две или четыре части, называемые колотьем. Из него вытесывают прямоугольные заготовки. Каждую заготовку стесывают в середине до определенной толщины, а затем распаривают.

Известно множество способов распаривания древесины перед гнутьем, например на костре. При первом способе заготовку вымачивали, а затем прогревали над пламенем, при втором — ее зарывали в землю на месте будущего костра. Через определенное время, когда костер угасал, разгребали угли и извлекали из земли окутанные паром заготовки. Их тут же вставляли в гало — приспособление для гнутых коромысел, дуг, санных полозов и ободов.

Распарить заготовку можно с помощью паяльной лампы. Вымоченную в пруду, речке или ручье заготовку прогревают в середине паяльной лампой до появления пара. Чтобы древесина не подгорела или (еще хуже) не обуглилась, пламя держат на оптимальном расстоянии, которое определяют опытным путем.

Разогретую заготовку вставляют в гнутарное приспособление, которое представляет собой массивный щит с набитыми на нем брусьями. Брус, одна из кромок которого соответствует изгибу коромысла, называют шаблоном, а с прямой кромкой — упором. Вставив заготовку в гнутарное приспособление, между ней и упором забивают с двух сторон два клина. Вместо двух широких можно забить несколько более узких клиньев. При расклинивании заготовка согнется и плотно прижмется к бруску-шаблону.

Согнутую заготовку сушат в гнутарном приспособлении, которое должно находиться в отапливаемом помещении или в любом другом месте, имеющем достаточно высокую температуру. Когда через несколько дней заготовка подсохнет, наплечная часть коромысла приобретает дугообразную форму. Массивные концы заготовки стесывают с двух сторон так, чтобы образовавшиеся пласти шли под прямым углом к изогнутой наплечной части. Затем на каждом конце коромысла вырезают сверху крючки для подвешивания ведер. При желании крючки делают из металлических полосок, которые привинчивают к древесине шурупами.

Готовое коромысло обрабатывают циклями или кусочками оконного стекла, шлифуют наждачной бумагой, затем пропитывают горячей олифой и расписывают масляными красками. Если вместо росписи используют резьбу, то коромысло пропитывают олифой в самую последнюю очередь.

Как сделать коромысло. Изготовление коромысла

О том, как сделать коромысло, мне рассказал мой наставник — человек уже преклонного возраста (все помоложе были на фронте). Он не без основания слыл докой во многих делах, только вот о разных там радиусах и миллиметрах, можно сказать, не имел никакого понятия и все размеры определял строго «на глазок». По авторитетному мнению опытного мастера хорошее коромысло должно быть прочным и вместе с тем максимально легким и пружинистым . Ведра должны располагаться как можно дальше от тела водоноса, но всё же таким образом, чтобы он мог дотянуться до дужек ведер и придерживать их руками, не давая ведрам раскачиваться и расплескивать воду при ходьбе. Кроме того, зацепив коромыслом стоящие на земле ведра с водой, человек не должен слишком сильно нагибаться, чтобы нацепить коромысло себе на плечи. Вот такие качества коромысла, с точки зрения старого мастера, и должны определять оптимальные размеры этого нехитрого, испытанного веками приспособления для переноски воды.

Итак, приступим к изготовлению коромысла

Для этого подберем подходящую сырую березу диаметром не менее 80 мм и длиной примерно 1,5 м. Бересту снимать не будем (мой наставник утверждал, что она хорошо удерживает воду), топором придадим заготовке черновую форму коромысла с запасом на деформацию при сушке (см. рис. 1). При этом следует особое внимание обратить на место сгиба — нужно следить, чтобы оно было одинаковой толщины по всей длине и не имело сучков и трещин. Иногда с внутренней стороны будущего сгиба коромысла делают небольшие запилы глубиной 2-3 мм через равные промежутки.


Рис. 1. Заготовка коромысла
(а — отправной размер).

На противоположных запилам концах заготовки коромысла делают небольшие зарубки для бечевки, при помощи которой стягивают концы заготовки, сгибая будущее коромысло. Перед сгибанием коромысла концы заготовки необходимо опустить минут на 5-10 в кипящую воду, чтобы в дальнейшем при сушке древесина в этих местах не трескалась — так пояснял мастер. Далее место сгиба коромысла замачивают в воде, хорошенько распаривают на костре и при помощи бечевы и упора изгибают до нужного радиуса, следя при этом, чтобы кривизна изгиба коромысла была плавной и равномерной. Достигнув нужного положения, фиксируют коромысло в изогнутом состоянии бечевой. После просушки заготовки острым топором и рубанком доводят коромысло до нужных размеров (см. рис. 2).


Рис. 2. Общий вид коромысла.

На концах коромысла делают выемки, за которые цепляют ведра. В дальнейшем вместо выемок стали применять закрепленные по концам коромысла металлические крючки. Обычно эти крючки для зацепки ведер изгибают из 4-6 миллиметровой стальной проволоки. Форма и размеры крючков показаны на рис. 3.


Рис. 3. Крючок для подвешивания ведра:
а — собственно крючок; б — скобка.

Для крепления крючка на конце коромысла вырезают небольшую канавку, вбивают крючок в предварительно просверленное отверстие и еще на всякий случай фиксируют крючок скобой (рис. 2). Вот и все — коромысло готово!

Однако, что ж это за коромысло да без украшений? Ни одна уважающая себя хозяйка за водой с таким коромыслом не пойдет. Для украшения у мастера имелось несколько металлических изогнутых и прямых фигурок — клейм, при помощи которых он и выжигал разнообразнейшие замысловатые узоры на коромысле. Для выжигания клейма приходилось раскалять на огне.

Готовое коромысло неплохо пропитать постным маслом, после чего его надо несколько раз «прокалить» на жару до полного выделения «лишнего» масла, или же коромысло можно просто хорошенько проолифить и покрасить.

Напоследок хочу обратить ваше внимание, что при выделке и украшении коромысла можно применять любые технологии, но параметры и принцип его изготовления останется прежним. Размер коромысла всегда определяется индивидуально, потому на приведенном рисунке 1 указаны только те размеры, которые не зависят от габаритов водоноса. И, конечно же, прошу учесть, что если по той или иной причине вам придется уменьшить ширину какой-либо части коромысла, то его прочность должна быть компенсирована увеличением толщины той же части, и наоборот.

Главная
Последние публикации, новое на сайте.

Ремонт и строительство
Дом и квартира, дизайн и архитектура, проекты домов. Обзоры, советы.

Сад, огород, усадьба
Садоводство и огородничество, приусадебное хозяйство.

Декоративно — прикладное искусство
Резьба по дереву, выжигание, чеканка, плетение и многое другое.

Идеи мастеру
Сделай сам, различные оригинальные и полезные самоделки.

Мебель своими руками
Самостоятельное изготовление мебели, чертежи, схемы.

Деревянное ведро своими руками

Впервые деревянное ведро упоминается в летописях XII века. В России до введения метрической системы ведро, имевшее емкость около 12 литров, было распространенной мерой жидкости. Ведро использовалось для определения объема стандартной бочки. В нее входило 40 ведер жидкости (490 литров).

Прочность деревянного ведра во многом зависит от выбора древесины. Лучшей считается древесина дубовая. Однако ведра изготавливают также из сосны, ели, кедра, липы, ольхи, осины. Древесина этих деревьев прочная, легкая и хорошо обрабатывается. Ведро должно быть легким, в этом его основное преимущество. Поэтому клепки делают более тонкими, но не в ущерб прочности.

Изготовляют деревянное ведро в так же, что и Бадью . При изготовлении и подборе клепок расстояние между серединами ушек было равно 1/2 периметра. Если в собранном ведре эти условия учесть, то ушки окажутся точно друг против друга. Чем длиннее ушки ведра, тем меньше опасность раскалывания их давлением дужек. Чтобы проволочная дужка не резала руку, на нее надевают деревянную рукоятку, которую вытачивают из березы, бука или дуба. В точеной ручке сверлят сквозное отверстие диаметром 8 мм. Если нет токарного станка, ручку вырезают из круглого ствола клена, черемухи, рябины, бузины или ивы. В стволе бузины древесина рыхлая, поэтому в нем легко просверлить отверстие проволокой с расплющенным концом.

Дужку ведра изготовляют из стальной проволоки толщиной 7 мм. Можно использовать дужку от старого ведра, удалить с нее шлифовальной шкуркой ржавчину, протереть олифой или льняным маслом и обжечь на огне до образования темно-коричневого цвета. Тонкая пленка олифы будет долго защищать дужку от ржавчины. Форма и конструкция дужек зависит от того, каким образом предполагается использовать ведра. Если их будут подвешивать на крюк коромысла, колонки или колодезной цепи, то в середине дужки нужно сделать небольшой изгиб, который не даст дужке соскальзывать с крюка.

Раньше за водой ходили с коромыслом. Зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти с трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, попадает пыль, семена растений, мошкара и т. д. Кроме того, нести ведра на коромысле намного легче и походка становится прямой и легкой.

Коромысла могут быть гнутыми, вырезными и палкообразными. Палкообразые представляют собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. Это коромысло не самое удобное, так как палка давить на плечи. Если к нему привязать крючья, оно станет более удобным, так как появится возможность придерживать ведра руками. Позже вместо палки стали применять коромысло, вырезанное из широкой и прочной доски. Оно сужается к краям, а в середине его делают специальный вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или железные крючья, на которые подвешивали ведра.

Но в домах, где часто ходят за водой, обычно пользуются гнутыми коромыслами. Длина таких коромысел бывает 1100, 1250 и 1350 мм. Подбирают коромысло с учетом роста. Коромысло должно быть легким, удобным и красивым. Древесину для его изготовления выбирают прочную, гибкую, однородную, легкую. Этим требованиям удовлетворяет древесина ива, осины и липы.

Существуют разные способы изготовления гнутого коромысла. Для изготовления коромысла сначала кряж древесного ствола раскалывают на две или четыре части, из которых вытесывают прямоугольные заготовки. Затем заготовку стесывают в середине до определенной толщины и перед гнутьем вымачивают и распаривают. Если распаривают на костре, ее прогревают над пламенем, если сгибают, зарывают в землю на месте будущего костра. Через определенное время, когда костер угасал, угли разгребают, из земли достают окутанные паром заготовки и вставляют их в приспособление для гнутья. Распаривать заготовку можно паяльной лампой.

Сначала заготовку вымачивают в воде, а затем в середине прогревают паяльной лампой до появления пара. Чтобы заготовка не обгорела, пламя нужно держать на оптимальном расстоянии. Разогретую заготовку вставляют в гнутарное приспособление.

Приспособление для гнутья представляет собой массивный щит с набитыми на нем брусьями. Брус, одна из кромок которого соответствует изгибу коромысла, называют шаблоном, а с прямой кромкой – упором. Заготовку вставляют в это приспособление и между ней и упором забивают с двух сторон два широких клина или несколько узких. При расклинивании заготовка сгибается и плотно прижимается к брусу-шаблону. В гнутарном приспособлении, которое должно находиться в теплом помещении, заготовку высушивают.

Через несколько дней заготовка высыхает и надпечная часть коромысла приобретает дугообразную форму. Концы заготовок стесывают с двух сторон таким образом, чтобы образовавшиеся пласти шли под прямым углом к изогнутой надплечной части. Затем на каждом конце коромысла вырезают сверху крючки для подвешивания ведер или делают их металлических полосок, которые привинчивают к древесине.

При окончательной обработке коромысло шлифуют наждачной шкуркой или циклей, затем пропитывают горячей олифой, расписывают масляными красками или украшают резьбой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Порекомендуйте эту страницу друзьям или добавьте в закладки: